"БелАрт" загнан в банкротство. Есть ли выход из загона?

"БелАрт" загнан в банкротство. Есть ли выход из загона? 04.08.2016

"БелАрт" загнан в банкротство. Есть ли выход из загона?

19 августа брестская художественная галерея «БелАрт» отметит свое 24-летие — в последний раз перед ликвидацией, как объявила Людмила Крапивная — основатель и хозяйка этого редкого на Брестчине заведения.
 
Такое решение вынужденное, со слезами на глазах. Именно так сказала хозяйка «БелАрта» приглашенным ею художникам, меценатам, журналистам.

В последнее время Людмила Крапивная не раз поднимала тревогу, ходила во властные кабинеты и просила о помощи, сообщала прессе о бедственном положении дел. И вроде бы в прошлом году, когда Брест называли культурной столицей Беларуси, и в этом, когда республика объявила 2016-й Годом культуры, должно бы первоочередно помогать очагам культуры.

«БелАрту» помощь нужна конкретная — в уменьшении платы за отопление. Эта же проблема у всех художников, членов СХ — владельцев мастерских.

Похоже, что к зиме вслед за галереей пойдет процесс массового отказа художников от своих рабочих мест — мастерских. Что приобретет от этого государство? Деградацию культуры и простаивающие площади никому не нужных специальных помещений? Ведь уже просто обогревают воздух пустующие мастерские именитых художников, покинувших этот свет…

Как отметил присутствовавший на встрече председатель Брестского отделения Союза художников РБ Павел Рябов, такова общая негативная тенденция и у нас, в Синеокой, и в соседней России. А в Бресте она особенно очевидна из-за самых низких доходов населения, зарплат.
Но вернемся к аргументам хозяйки «БелАрта». Галерея существовала при шести мэрах Бреста, видела всякое отношение. Благодарны Александру Палышенкову, который изыскал возможность уменьшить арендную плату для галереи. Однако отопление 113 кв. м стало камнем на шею в прошлую зиму, не хочет галеристка продавать личную квартиру, чтобы оплачивать это отопление в грядущие морозы.

Людмила Крапивная, готовясь к банкротству, постаралась все выплатить государству. А вот художникам остается должна, после ликвидации предприятия будет им выплачивать из своей пенсии, — она у нее 2,6 миллиона рублей.

Собравшиеся пытались найти выход из тупика: одни художники предлагали галерее продавать свои картины значительно дешевле, ведь это диктует общее падение покупательского спроса. Другие, ценя свой статус, не хотели бы этого делать, ведь их работы высоко ценят за пределами Бреста и Беларуси.

А нельзя ли — задавались вопросом — уйти галерее под крыло государства? Ответ галеристки был такой: «Этот вариант рассматривался, но статус общественного учреждения запрещает продавать картины. Тогда зачем нужна галерея? Главная ее функция — быть посредником от художников, которым нужно получать деньги за продажу своих работ, к покупателям.

— Я считаю, что государство сделало меня банкротом, — заявила Людмила Петровна.
Она выполняла все законы и предписания: ремонтировала фасад здания за свой счет. Меняла действующие кассовые аппараты за большие деньги. Теперь вот, в связи с деноминацией, опять галерее приходится оплачивать все новые финансовые операции. А ждать зимы, когда придут сумасшедшие счета на отопление, нет сил.

Обращалась хозяйка «БелАрта» к состоятельным бизнесменам, которые могли бы легко помочь маленькой, но единственной в Бресте частной галерее (в Гродно таких десять). Не доросли нынешние спонсоры до Третьяковых и Мамонтовых…

Жаль, что в прошлый Год культурной столицы брестские власти не пришли ни на одну выставку, организованную «БелАртом», — даже к 70-летию Победы.
И на нынешнее собрание по поводу ликвидации уважаемой художественной галереи никто из приглашенных чиновников не заглянул.

Из предложений по спасению от собравшихся прозвучало и такое: выйти всем сочувствующим художникам со своими работами на молчаливую акцию. Или, как процитировал кого-то Павел Рябов, если ничего нельзя сделать, то надо из этого сделать шоу.


Автор: Любовь Павлова
Источник: Брестский курьер

Возврат к списку