"Долги перед банком погасило государство". Как вагоностроительный завод превратился в банкрота

"Долги перед банком погасило государство". Как вагоностроительный завод превратился в банкрота 28.11.2016

"Долги перед банком погасило государство". Как вагоностроительный завод превратился в банкрота

Осиповичский вагоностроительный завод (ОВЗ) направил в экономический суд Могилевской области заявление о признании предприятия экономически несостоятельным (банкротом). Информация об этом размещена в Едином государственном реестре сведений о банкротстве. 

Управляющим выбрана консалтинговая компания Николая Шевкунова, который вел дело о банкротстве «Политекса» экс-сенатора Виталия Костогорова. 
Суд назначил в отношении ОВЗ защитный период до 16 декабря 2016 года. «Это время дано, чтобы принять дело и понять, есть ли основания для возбуждения конкурсного производства», — сказал TUT.BY Шевкунов. 

Напомним, что идея создания собственного вагоностроительного производства была озвучена Александром Лукашенко около 10 лет назад на фоне кампании по модернизации ряда отраслей белорусской промышленности. Призыв был поддержан группой российских и белорусских компаний. В итоге в 2008 году на базе вагоноремонтного депо в Осиповичах было создано СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод». Его акционерами стали Белорусская железная дорога (БЖД) (26% акций) и российская компания «Гранд Экспресс» (74%). 

Своих акционеров российская компания не раскрывает, но, по данным «Коммерсанта», они весьма влиятельные. Среди собственников перевозчика участники рынка называют бывшего чиновника Министерства путей сообщения РФ, владельца завода по выпуску люкс-вагонов «Циркон-Сервис» Михаила Рабиновича, а также Кирилла Ковальчука — племянника Юрия Ковальчука, совладельца банка «Россия», друга Владимира Путина. Им принадлежит поезд «Гранд экспресс», который перевозит пассажиров в комфортабельных вагонах между Москвой и Санкт-Петербургом. 
Проектная мощность Осиповичского завода должна была достичь 2,5 тысячи грузовых вагонов и 2 тысяч танк-контейнеров в год. 

Несколько лет создание производства шло ни шатко ни валко. Сроки завершения строительства неоднократно переносились, причем в основном из-за недостаточного финансирования. 
В 2011 году Евразийский банк развития (ЕАБР) выделил 63,5 млн долларов для ускорения реализации проекта в Осиповичах. А общая стоимость ОВЗ возросла до почти 170 млн долларов. Но при этом завод «был оснащен самым современным, роботизированным оборудованием». «Мы считаем, что удорожание проекта произошло, но это стоило того», — заявила агентству «Бизнес-Новости» гендиректор «Гранд Экспресса» Ольга Доник. 

Первый этап производства был запущен в 2013 году. 
Но в 2015 году санкции Запада против России, падение грузоперевозок и, соответственно, спроса на вагоны, возросшая конкуренция со стороны китайских производителей вагонов больно ударили по производству в Беларуси. Оно практически остановилось. 

ЕАБР отказал в реструктуризации долга, мотивируя тем, что не видит перспективы того, чтобы ОВЗ смог очень быстро выйти из кризисного положения. Правительство Беларуси было вынуждено гасить долги, поскольку выступило гарантом кредита, выделенного ЕАБР. Кроме того, выяснилось, что вместо прямых инвестиций в виде беспроцентного займа «Гранд Экспресс» одалживал около 40 млн долларов совместному предприятию под 11,5% годовых. Это, по мнению тогдашнего премьера Михаила Мясниковича, являлось нарушением инвестиционного договора. 

В 2016 году белорусское правительство в лице Минтранса, Белорусская железная дорога и «Гранд Экспресс» пытались освободить ОВЗ от долгов, вдохнуть жизнь в производство, сделать его инвестиционно привлекательным. Правда, на процедуру санации российский инвестор подавать не хотел. Вместо этого предлагал погасить долги за счет своей доли в акционерном капитале ЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод». В итоге ОВЗ все же решил пройти через банкротство. 

В Минтрансе отказались комментировать сложившуюся ситуацию.

Источник: TUT.BY

Возврат к списку